Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Проект SPERARE

Популяризация знаний

Круглый стол 
«Популяризация знаний о климате: как рассказать населению о климатическом кризисе в условиях неопределенности прогнозов и отложенных рисков?»
16.10.2020

16 октября 2020 прошел круглый стол «Популяризация знаний о климате: как рассказать населению о климатическом кризисе в условиях неопределенности прогнозов и отложенных рисков?», организованный Фондом при поддержке проекта SPERARE совместно с партнером — Ассоциацией коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН). Круглый стол был организован в формате онлайн в рамках

IV Российского форума по научной коммуникации.

Модератор круглого стола, Александр Чернокульский (кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН, ученый секретарь Научного совета РАН по проблемам климата Земли) сформулировал основные проблемы в области популяризации знаний о климате. В частности, он выделил такие проблемы:

  • Проблема восприятия: как население воспринимает глобальные и отложенные риски?

  • Проблема эксперта и рассинхронизации: может ли физик рассуждать об экономических мерах, а экономист - о причинах изменений климата, и отстают ли их знания в смежных областях от реальности?

  • Проблема подачи материала: где тонкая грань между реализмом и алармизмом?

  • Проблема масштабируемости: как говорить об изменениях климата для большой аудитории?

  • Проблема «тщетности»: можем ли мы что-то сделать?

​      Скачать презентацию А.Чернокульского (pdf, 499 кб)

Тимофей Нестик (доктор психологических наук, заведующий лабораторией Института психологии РАН) посвятил свой доклад проблеме восприятия и отметил основные особенности восприятия населением глобальных и отложенных во времени рисков. Также, он привел некоторые полезные советы для коммуникаторов о том, как информировать население об угрозе изменения климата. В частности он отметил, что эффективнее рассказывать о глобальных рисках без алармизма и катастрофизации, приводить больше примеров и меньше цифр, убеждать в том, что меры на самом деле работают, увязывать меры по преодолению глобальных рисков с культурными ценностями и самооценкой скептиков, подчеркивать единодушие среди экспертов, разъяснять, как «устроены» ложные сообщения и конспирологические теории, давать слово людям, которые воспринимаются как «свои», убеждать в том, что это точка зрения большинства, и все больше людей ее поддерживают.

Скачать презентацию Т.Нестика (pdf, 24.5 мб)

​Ольга Добровидова (старший копирайтер пресс-службы Сколтеха, доцент практики ИТМО, врио президента АКСОН) долгое время занималась климатической повесткой и как журналист рассуждала о таком аспекте коммуникации, как роль эксперта и важность области его экспертизы. В частности, Ольга отметила наблюдающийся в общественном пространстве конфликт мемов «I’m not a scientist» и «the science is settled», отметила невозможность универсальной экспертизы и проблему популяризации темы изменения климата, указала на необходимость «климатической грамотности» журналистов и экспертов, а также обязательное взаимное доверие среди экспертов. Также Ольга проанализировала ландшафт современной области научных коммуникаторов в области изменений климата, выделив климатических журналистов, ведущих прогнозов погоды, отметив новые медиа, научные музеи и др.

Скачать презентацию О.Добровидовой (pdf, 3.5 мб)

Ангелина Давыдова (экологический журналист, редактор журнала «Экология и право», Директор «Бюро экологической информации», наблюдатель переговоров ООН в области изменения климата) как журналист пишет о климате уже более 10 лет. В своем докладе Ангелина рассуждала о проблеме подачи материала и роли алармизма и реализма. Ангелина выделила важность опоры на научные данные, отметила важность целеполагания: преследует ли коммуникатор цель испугать общество, или проинформировать его и дать возможные «рецепты» от катастрофы? Ангелина также выделила так называемую «журналистику решений» — подход к освещению проблемы, предполагающий также наличие путей решения проблемы. Коммуникаторам важно до общества донести мысль не только «кто виноват?», но и «что делать?».

Скачать презентацию А.Давыдовой (pdf, 37 кб)

Андрей Скворцов (генеральный директор "Меркатор", ведущий погоды на НТВ) рассказал о такой важной проблеме, как проблеме масштабируемости и порассуждал о роли ведущих прогнозов погоды в области информирования общества об изменениях климата. Андрей задался вопросом «насколько всё упрощать?» и привел несколько полезных советов о том, как интереснее и точнее доносить до слушателя/зрителя информацию об изменениях климата. Например, он предложил дополнять сухую статистику яркими примерами, предложил по возможности статистику визуализировать (чем нагляднее будет графика, тем сильнее может быть эффект), использовать метафоры, если они позволяют объяснить физику и причины процесса (но не применять метафоры ради метафор). При выборе экспертов Андрей, рассуждая в терминах стандартов американского суда, предлагает оперировать новым стандартом Дауберта, согласно которому эксперт должен помочь разобраться в деле, его показания базируются на достаточном количестве данных, а мнение рождается на надежных и понятных принципах и методах.

Скачать презентацию А.Скворцова (pdf, 9.1 мб)

Александр Гинзбург (доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН, генеральный директор фонда «Развитие и окружающая среда») в своем докладе коснулся проблемы «тщетности», показал, как климатологи помогли установлению разрядки между двумя ядерными державами. На примере исследований физиков-климатологов в области последствий ядерной войны (т.н. «ядерной зимы») Александр продемонстрировал, что действия отдельных людей в области глобального климата отнюдь не тщетны.  Кроме того, в докладе прозвучал призыв использовать крылатые фразы известных российских климатологов, что позволит перевести их из области безликих экспертов в область конкретных живых людей. Впрочем, отметил Александр, одна из фраз «растет «нервозность» климата», сказанная академиком Обуховым, ушла в СМИ уже давно. Также он показал, что и поэты часто обращаются в своих стихах к климатическим событиям, приводя в пример стихи Байрона и Вознесенского. Выступление закончилось слайдом с информацией о проекте SPERARE.

Скачать презентацию А.Гинзбурга (pdf, 71.7 мб)

Видеозапись круглого стола: